ome | Site map | Resume | Mail me

истории
Оглавление

 
 
 

 

100 слов
 
 

Три текста были написаны для конкурса "Стословие". По условиям конкурса, тексты должны были состоять из ста слов, включая.название. Текст должен был иметь заглавие. Темой конкурса были метаморфозы. 

Тексты представляют собой ready-made, продиктованные заданной формой, на материале романа Маркеса "Сто лет одиночества".

Первый текст составлен из каждого сотого слова начала романа, включая заглавие книги (по условиям конкурса, слова названия включены в подсчет; название текста не отсутствует – оно пустое, поскольку заглавие романа состоит всего из трех слов, а взято лишь каждое сотое). Таким образом, метаморфоза заключена уже в методе построения.

Пределы прочности традиционного дискурса, возможность переклички в нем определяется в том числе и просто расстоянием между словами, поэтому метафоре и образности нет места в тексте. Для метафоры необходима близость различного: семантическая, грамматическая, пространственная. Сто слов определяют не только одну из минималистских жестких форм – смысловая, грамматическая и фонетическая связь на расстоянии ста слов ослабевает или вовсе теряется.

Жесткая матрица, наложенная на текст одного из самых метафорических, магических и метаморфических произведений (прямоугольная, в отличие от циклического, кругового характера оригинала), высвобождает новый ритм и поэтику, которые алеаторны, но нисколько не случайны. Поэтому текст отлично приспособлен для выразительной декламации, что автор не раз проделывал перед зеркалом.

Во втором тексте - «Сто» - строки взяты из начала романа «Сто лет одиночества», включая название: первое слово в качестве первой строки, слова второй строки отделены двумя словами в тексте романа, третьей строки – тремя и т. д. до десятой строки, после чего расстояние начинает сокращаться.

Если первый текст был сосредоточен на алеаторике абсолютной удаленности, символизированной числом сто, и (заведомо неудачной) попытке полного разрушения метафоры, то второй продолжает исследование расстояния, разрыва, метафоры. В «Сто» дистанция между словами варьирует, создавая градации эмергентной смысловой и звуковой структуры.

В последнем тексте серии сделана попытка привести во взаимодействие циклическую, замкнутую на себя структуру романа «Сто лет одиночества» и символизм числа 100 как завершения («век» как «жизнь», сто как самодостаточное количество).

Текст представляет собой две параллельные серии: каждое сотое слово романа, начиная с начала, и каждое сотое, считая от конца. Заглавие текста, «Сто дважды» - это слова из начала каждой из серий (первое и последнее слова романа, включая заглавие).

Таким образом, текст можно читать по вертикали или горизонтально, строка за строкой. В вертикали представлена та же разновидность разрыва, что и в первом тексте, а в горизонтали – соответственно разрыв и взаимодействие слов, открывающих и завершающих роман.

 

 

 

 

знакомило    устремлялись    его    в    В    в    у    военным    не    спины
открытием   во   а   секреты   поделился  тот  описаниям  Хосе  деревни  каким
жаловался   спальни  стены  где  общества  которая  намерения  миром  тот  как
солнце  обнаружили  эта  вернувшись  не  когда  может  из своевольный предметы
краю  чтению  тот  угадывала  сандала  зловонную  написанному  в  он  навсегда
лекарства сумасбродство выразили мясник которые Ведь тебя что Агиляра Убирайся 
к   охваченные   год   облаками   лагерь   месте   поглощен   перед  раз  ночь 
тот   разочарование   запертой   в   же   женщиной   хотели   через   Хосе  то
изо   одни  мельчайшие  за  была  снова  безнаказанности  дому  камню  утратил
был  страшный  решительностью  был  натиск  рывшихся  зашла Хосе места рабочий

 

 

2

 

Сто
одиночества лет
стены   вспомнит   когда
собой     было    двумя     глины
которая    ложу    как     таким     имели
пальцем  околицы  племя  тамбуринов  ученых   цыган
словно  продемонстрировал  света  железных  и  щипцы  гвозди
напряжения     возникали     искали    Вещи    надо    чье    ту    и
пока     из     этого     Буэндиа     на     жена     дела     класть     Хосе
исследовал  два  Мелькиадес  покрытые  как  односельчанина  внутри  прядкой с объявили
возле    пять    так    расстояния    дома    один   гигантской   на   Буэндиа
тут     Мелькиадес      его      на      Урсула      из      за     а
не      него      утешать      опыты     и     что     войск
свое       в       уже      да      много      себя
возможностей составил поразительной доводов к
опытов   чертежей   гонцом   хребет
болотам рекам растерзанным
умереть погибнуть
чумы

 

 

3


 

Сто
жителей
за
жена
походах
один
самом
себя
начальникам
мог
в
Земля
Всеуслышание
очень
имело
ним
когда
куба
Буэндиа
любопытство
знали
Урсуле
Дворе
самодельная
никто
был
Макондо
чтобы
было
когда
все
уже
кроме
не
похода
бы
Аркадио
такой
в
отца
комнате
подталкиваемый
счету
мартовский
сложную
от
лужицу
Соломону
Бриллиант
даже

дважды
предсказывая
с
гераней
подряд
ослепительно
разумнее
на
золой
в
что
раз
уже
не
было
Только
слезы
главная
за
Не
полной
де
справедливости
по
в
сведениями
же
ему
них
был
как
В
что
с
изготовлению
ходить
всего
лицензии
временем
улица
а
окрестности
всего
же
родном
первых
потрясающей
свои
когда-то
еще

 

Сидней 2010

 

 

Дополнительная работа, поскольку организаторы конкурса попросили написать нечто вроде эссе. Получилось нечто вроде.

 

экономика    игры    количественных    ограничений
квадратные     монеты     поэтической     зарплаты
квадратные      колеса     поэтических     кибиток
квадратные       корни      выпускников      вузов
форма,         которая         давит       изнутри
искусство       упаковки       слов,       которые
иначе           не           прозвучали         бы
коробка        как        законченный      продукт
квинтэссенция    содержимого      вся      снаружи
ограниченные валентности неорганических соединений
тогда,          может          быть,         цвет?
тогда,          может          быть,         звук:
убедительные    ритмы    прямоугольных   там-тамов
несуществующая     структура      жестче     камня
окончание        века,       подсчет       голосов
ангел,         который        клянется,        что
времени          больше          не          будет
и               мы,        которые        понимаем
что           времени           уже            нет
а          есть            только    распределение
слов     на       поверхности                 снов
и         к                 нему          впридачу
сито    пределов,      проницаемых          границ
сбитых  прицелов,      проницательных      глазниц
цифровой       рай              без          яблок
 

Сидней 2010


 
 

 

Оглавление
100 слов © 2010 Всеволод Власкин

Home | Site map | Resume | Mail me